В основе проекта «Что мне сделать, чтобы земля оставалась на месте» интерес к личному опыту тех женщин, жизнь которых была связана с работой под землей в Пермском крае — одной из тяжелых и непроявленных практик женского труда. В ходе визуального исследования предполагалось «вывести на свет» те личные истории, которые остались невыявленными и непроговоренными, понять, как они могут проявляться в ландшафте, и найти ту точку, где прерывистое воспоминание встречается с настоящим. Опираясь на реальные события и факты, художественная группа «Нежные бабы» не реконструировала ситуации прошлого, а создала образы тех ощущений, которые в сознании художниц вызвали рассказы о потерях и утратах, исчезновениях людей и мест, где они жили.
В серию видеообразов, представленных на выставке в Центре городской культуры, вошли перформативные работы и медитативные наблюдения за пейзажем. Перформанс тут — попытка ответить на вопрос, ставший названием проекта: что мне делать, чтобы земля оставалась на месте? Как мне справиться с собой в тот момент, когда из-под ног внезапно уходит опора и причины этому разные – от утраты близкого человека или получения увечья до геологического сдвига земной коры. Героини перформанса не находят ответа, а занимаются изматывающей, доведенной до абсурдности рутиной: расчесывают волосы, прикладывают к больным местам на теле медные монеты, всматриваются в окно дома и дышат на стекло. И даже попытка проколоть себе ухо, чтобы вдеть в мочку чужую старую сережку — примерить на себя чужую память, — не заканчивается украшательством, а виснет каплей крови. Пейзаж между тем стремится к бесформенности: кадр заполнен то дымом, то туманом, то пылью, то дождем, превращающимся в снег. Но вдруг из этой бесформенности проступает что-то конкретное: черные легкие деревьев, частокол и гребенка леса, камнепад, сталкивающиеся друг с другом стеклянные пластины льда на реке — пейзаж куда-то движется, земля не стоит на месте.
Той точкой, где встречаются эти образы, становятся отражающие видимости поверхности. Например, зеркало с изъеденной амальгамой, плачущее от тепла дыхания окно старого дома, застывшая тонким матовым льдом река, но она тоже с изъяном: вместо амальгамы — пятно полыньи с черной и густой водой. Эти поверхности способны не только отразить в себе смотрящего и то, что близко, но и приоткрыть скрытое. Архитектура выставки одновременно и скрывает, и раскрывает эти истории: видео помещены в глубокие черные короба, геометрия которых отсылает и к шахтам, и к рукавам, через которые сыплют камни. Для того, чтобы увидеть работы, нужно заглянуть внутрь конструкции, наклонить голову практически к самой земле.
Вход на экскурсию свободный, по регистрации. Мест всего 20.
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.